Структура и органы управления

Структура и органы управления МБДОУ детского сада №47 «Золотой петушок»

Заведующий МБДОУ детского сада №47 "Золотой петушок": Федоренко Наталья Дмитриевна

Старший воспитатель: Бачурина Ольга Алексеевна

Управление детским садом осуществляется в соответствии с действующим законодательством, Уставом. Исполнительным органом является заведующий. Заведующий назначается Учредителем.

 

Структурные подразделения в учреждении отсутствуют

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДОУ

 

1. Введение.

В последние десятилетия в российском обществе образование выходит из рамок ведомственной принадлежности, становится сферой непосредственных интересов различных социальных групп и общественных структур.

Реальная жизнь не раз доказывала, что институт образования ни в коем случае не может существовать отдельно от государственных институтов экономики, права, массовой коммуникации, демографического развития. Поэтому образование развивается с учетом всех изменений и тех тенденций, которые происходят в обществе, и получает социальный заказ на новое качество образования.

Путь к новому состоянию и новому качеству образования невозможен без организации диалога между сферой образования и родительской общественностью.

2. Нормативно – правовая база.

Внедрение модели государственно-общественного управления образовательным учреждением регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конвенция о правах ребёнка;
  • "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования";
  • Конституция РФ;
  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • ФЗ «Об общественных объединениях»;
  • Указ Президента от 31 августа 1999г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ»;
  • Концепция государственно-общественного управления общего образования (Институт управления РАО, М.,2005г.);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва
  • Письмо МО РФ № 196/ от 12.02.1996г., Письмо МО РФ № 22-06-1024 от 03.08.2001г. «Об активизации государственно-общественного управления ОУ»;
  • Письмо МО РФ № 14-51-131 от 14.05.2004г. «Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов ОУ»;
  • Локальные нормативно-правовые акты уровня муниципального образования.
  • Устав ДОУ.
  • Локальные нормативно-правовые акты уровня образовательного учреждения.

В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:

  • Общее собрание.
  • Педагогический совет.
  • Родительское собрание.

Общее собрание- осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

В состав Общего собрания входят все работники Учреждения.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции.

 

Педагогический совет – определяет направление образовательной деятельности, перспективы развития учреждения, способствует совершенствованию воспитательно – образовательного процесса в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

 

Родительское собрание – коллегиальный орган общественного самоуправления ДОУ, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих ДОУ. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.Общественные органы управления наделены правом принятия определённых решений. Они являются реальными представителями заказчика (общества) и имеют рычаги влияния на стратегические направления деятельности административных органов.

 

В данном проекте выделены самые распространённые органы общественного управления, которые действуют во многих дошкольных учреждениях города. Их функции и полномочия определяются законодательством РФ и локальными актами ДОУ.

 

Предложенная модель взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.

 

Таким образом, общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива ДОУ, родителей в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.


 

Коллегиальные органы управления в образовательной организации

Законом предусмотрены два обязательных коллегиальных органа управлением образовательным учреждением (часть 4 ст. 26 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):
1) общее собрание (конференция) работников (в конференции, в отличие от общего собрания, участвуют не все работники, а только выбранные представители);
2) педагогический совет.

Для автономных образовательных учреждений предусмотрен ещё один обязательный орган управления — наблюдательный совет (ст. 8 Федерального закона от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Другие органы управления (попечительский совет, управляющий совет и т.д.) могут создаваться по мере необходимости.

Сведения и об обязательных и о факультативных органах управления должны быть внесены в устав образовательной организации.  И в первую очередь нужно обратить внимание на то, что с момента вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон об образовании) исчезла категория «органы самоуправления» — в уставе, в коллективном договоре, во всех локальных актах этот термин нужно заменить на термин «коллегиальные органы управления». Дело не только в наименовании. Решения коллегиального органа управления, в отличие от решений органов самоуправления, не требуют утверждения руководителем и действуют непосредственно, т.е. без издания специального приказа.

Пример. К компетенции педагогического совета отнесено формирование состава методического совета школы. В этом случае издание директором школы приказа об утверждении состава методического совета нужно рассматривать как выход за пределы должностных полномочий, а сам приказ является недействительным.

Необходимо отметить, что в «новых» уставах акцент в регламентации смещён с организации образовательного процесса на организацию управления. Если в «старых» уставах прописывали только порядок формирования и компетенцию органов управления, то сейчас дополнительно необходимо зафиксировать их структуру, срок полномочий, порядок принятия решений и порядок выступления от имени образовательной организации.

Например, структуру можно представить так: председатель, секретарь, члены совета (перечисления типа «учителя, социальные педагоги, педагог-психолог» является не структурой, а составом коллегиального органа управления); срок полномочий — «действует бессрочно».

В связи с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает участие родителей в принятии решений, влияющих на образовательный процесс (например, проектирование и развитие внутришкольной социальной среды, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, выбор учебных предметов), то в школах целесообразно создавать органы управления, в состав которых входят законные представители обучающихся.

В многих образовательных учреждениях издавна существует родительский комитет. Если он по своей сути является коллегиальным органом управления, то его статус необходимо зафиксировать в уставе. Если же родительский комитет играет роль совещательного органа, то в соответствии с частью 6 ст. 26 Закона об образовании он должен именоваться советом родителей. Таким образом, теоретически в образовательном учреждении могут одновременно функционировать два органа: (1) родительский комитет (является коллегиальным органом управления) и (2) совет родителей (является совещательным органом). Закон об образовании предполагает учёт мнения совета родителей при выборе меры дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося, а также при принятии локальных нормативных актов, устанавливающих требования к одежде обучающихся, порядок создания и деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации.

 

Коллегиальные органы

 

Педагогический совет

 

Общее собрание работников ДОУ

 

Совет ДОУ

 

Структура образовательного учреждения

Под управлением дошкольным учреждением понимается целенаправленная деятельность, обеспечивающая согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей дошкольного возраста на уровне современных требований.

Управление дошкольным учреждением – это обоснованное воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В учреждении взаимодействие в этой системе управления осуществляется между коллективами: «взрослые – взрослые», «взрослые – дети». Конечной целью такого взаимодействия является развитие личности ребёнка.

Управление детским садом осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе принципов единоначалия, коллегиальности

Первый уровень структуры

Руководитель (Заведующий) детским садом - осуществляет текущее руководство деятельностью образовательного учреждения в соответствии с законами, Уставом и иными нормативными актами. Назначается на должность Учредителем. Решения Учредителя обязательны для заведующего. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, организациях. Несет персональную юридическую ответственность за организацию жизнедеятельности детского сада. Заведующий обеспечивает системную образовательную, административно-хозяйственную работу детского сада, реализацию федеральных государственных требований. Совместно с Советом ДОУ, Педагогическим советом, Общим собранием трудового коллектива осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития, образовательной программы, Устава, правил внутреннего трудового распорядка. Создаёт условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников, направленных на повышение качества образования. Принимает меры по обеспечению безопасности учреждения. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение учебно – материальной базы, соблюдению санитарно – гигиенического режима и охраны труда, хранение документации, привлечение дополнительных источников финансирования и материальных средств.

Второй уровень структуры

На втором уровне управление осуществляют старший воспитатель, заведующий хозяйством, старшая медицинская сестра. На этом уровне заведующий детским садом ведёт непосредственную и опосредованную реализацию управленческих решений через распределение обязанностей между административными работниками с учётом их подготовки, опыта и структуры учреждения:

Старший воспитатель – управляет учебно – воспитательной работой учреждения, осуществляет координацию деятельности воспитателей, определяет место каждого педагога в воспитательной работе с детьми, принимает участие в организации деятельности Педагогического совета детского сада, проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, организует методическое оснащение образовательного процесса, оказывает помощь педагогам в разработке инновационных технологий, в проектировании развивающей образовательной среды, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческого потенциала, организует просветительскую работу для родителей, создает условия для формирования у родителей потребности в компетентных услугах для своих детей.

Старшая медицинская сестра (внештатный сотрудник) - обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий, контролирует санитарное состояние помещений и участков учреждения, соблюдение санитарно – эпидемиологического режима, качество доставляемых продуктов, организацию питания и качество приготовление пищи, обеспечивает медицинское обслуживание воспитанников, проводит санитарно – просветительскую работу среди работников учреждения и родителей.

Заведующий хозяйством – руководит хозяйственной деятельностью детского сада, направляет и координирует работу обслуживающего персонала, принимает материальные ценности, имущество, мебель, инвентарь на ответственное хранение в порядке, установленном законодательством, обеспечивает соблюдение требований охраны труда, пожарной безопасности при эксплуатации зданий учреждения, осуществляет их периодический осмотр, организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте.

Третий уровень структуры осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, обслуживающий персонал. Объектами управления являются воспитанники и их родители.

Наиболее важные вопросы жизнедеятельности детского сада рассматриваются на коллегиальном уровне (самоуправление):

Общее собрание работников ДОУ – коллегиальный орган управления детского сада. Трудовой коллектив составляют все сотрудники, участвующие в деятельности учреждения, на основе трудового договора. Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием работников. Трудовой коллектив обсуждает, разрабатывает и принимает Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, положения.

Совет ДОУ – коллегиальный орган управления, обеспечивающий государственный общественный характер управления. В состав Совета детского сада входят: представитель Учредителя, родительской общественности, заведующий детским садом, работники учреждения. Совет ДОУ

в рамках своей компетенции разрабатывает программы и проекты дальнейшего развития детского сада, рассматривает вопросы повышения эффективности финансово – экономической деятельности учреждения, содействует в деятельности детского сада по созданию оптимальных условий воспитательно – образовательного процесса.

Педагогический совет - коллегиальный орган управления детского сада. В целях рассмотрения сложных педагогических и методических вопросов, вопросов организации воспитательно-образовательного процесса, изучения и распространения наиболее ценного педагогического опыта, в детском саду действует педагогический совет. В состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения с правом решающего голоса. Медицинские работники и представители родительской общественности входят в состав педагогического совета с правом совещательного голоса. Тематика заседаний включается в годовой план работы учреждения с учётом нерешённых проблем. Компетенцией педагогического совета является: анализ деятельности детского сада по реализации уставных целей и задач, исполнение планов работы и образовательных программ; обобщение и распространение передового педагогического опыта; принятие локальных актов детского сада (образовательная программа, планы, положения и т.д.); принятие решений об определении перечня методической литературы и пособий, утверждённых или рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Педагогический совет несёт ответственность за обоснованность выбранных подходов к ведению воспитательно-образовательного процесса; за объективную оценку результативности деятельности членов педагогического коллектива; за актуальность и корректность вопросов;

за своевременную реализацию решений педагогического совета.

Совет родителей - коллегиальный орган общественного управления детского сада. В состав родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих детский сад. Основными задачами Родительского собрания являются: совместная работа родительской общественности детского сада по реализации государственной, городской политики в области дошкольного образования; рассмотрение и обсуждение основных направлений развития учреждения. Родительское собрание заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности; принимает отчёты руководителя, педагогических работников старшей медицинской сестры, об итогах учебного года, результатах готовности детей к школьному обучению, о состоянии здоровья детей в ходе реализации программ; принимает решение об оказании помощи, направленной на развитие детского сада, совершенствование педагогического процесса.

Первична профсоюзная организация (ППО) – представительный орган работников учреждения, объединяющий, административный, педагогический и обслуживающий персонал детского сада. Создан в форме общественной, некоммерческой организации по решению профсоюзного собрания учреждения и по согласованию с районной организацией Профсоюза. Строит взаимоотношения с заведующим детского сада на основе социального партнерства, диалога и сотрудничества. Основной целью ППО является реализация задач по представительству и защите индивидуальных и коллективных, социально-трудовых, профессиональных прав и интересов членов ППО при взаимодействии с работодателем, его представителями, органами местного самоуправления общественными и иными организациями. ППО принимает участие в разработке предложений к нормативным правовым актам, затрагивающим социально-трудовые права педагогических и других работников, а также по вопросам социально-экономической политики. Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, окружающей среды, улучшению видов социальной защиты работников на уровне детского сада, а также контроль за выполнением коллективного договора.Организует оздоровительные и культурно-просветительные мероприятия для членовППО.