Уполномоченный по правам ребенка в Ставропольском крае
Светлана Викторовна Адаменко,
Адрес: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Лермонтова, д. 206А, каб.309, 310,
Телефон: 8(8652) 35-74-34, 35-74-76, 35-74-40, 35-87-80, 35-74-80,
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
20 ноября - Всероссийский День правовой помощи детям!
Уважаемые родители!
Мы предлагаем Вам ознакомиться с основными документами, регламентирующими права ребенка.
Основные международные документы, касающиеся прав детей:
− Декларация прав ребенка (1959).
− Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
− Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов:
− Семейный кодекс РФ (1996).
− Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
− Закон «Об образовании».
В перечисленных документах провозглашаются основные права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и возможность получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы. Особое место уделяется защите прав ребенка. Указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.
Законодательные акты признают за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения — юридическое право: на воспитание, развитие, защиту, активное участие в жизни общества. Права ребенка увязываются с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Конвенция по правам ребёнка.
Для настоящей Конвенции ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Конвенция о правах ребенка утверждает ряд социально-правовых принципов, основными из которых являются:
— признание ребенка самостоятельной, полноценной и полноправной личностью, обладающей всеми правами и свободами;
— приоритет интересов ребенка перед потребностями государства, отечества, семьи, религии.
Конвенция — это документ высокого социально-нравственного значения, основанный на признании любого ребенка частью человечества, на принятии общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым мотивам и признакам. Она подчеркивает приоритет интересов детей, специально выделяет необходимость особой заботы любого государства и общества о сиротах, инвалидах, правонарушителях, беженцах.
Ребенок обладает личными правами
— Неотъемлемое право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
— На регистрацию с момента рождения, на имя, приобретение гражданства, знание родителей и на их заботу.
— На сохранение своей индивидуальности.
— На поддержание связей с родителями в случае разлучения с ними.
— На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) .
— На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту от незаконного посягательства на его честь.
— На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.
— На недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом. Ни смертная казнь, ни пожизненное заключение, не предусматривающее возможности освобождения, не назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.
Ребенку гарантируются социальные права
— На особую защиту и помощь, предоставляемую государством в случае, если ребенок временно или постоянно лишен своего семейного окружения или в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении.
— На пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезни и восстановления здоровья.
— На полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества в случае, если ребенок неполноценный в умственном или физическом отношении.
— На пользование, благами социального обеспечения, включая социальное страхование.
— На уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Семейный кодекс РФ
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Нарушением прав ребенка можно считать:
− лишение свободы движения,
− уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
− применение физического насилия к ребенку,
− унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
− угрозы в адрес ребенка,
− ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
− отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
− отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Кто обязан защищать права ребёнка?
− Родители (опекуны, попечители, приёмные родители).
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
• Органы опеки и попечительства
• Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
• Органы внутренних дел
• Органы прокуратуры
• Учреждения социальной защиты населения
• Учреждения образования
• Органы здравоохранения
Какие права имеет ваш ребёнок?
− Жить и воспитываться в семье
− Знать, кто является его родителями
− На проживание совместно с родителями и заботу с их стороны
− На воспитание родителями, а при их отсутствии или лишении родительских прав: на воспитание опекуном, попечителем или детским учреждением
− На всестороннее развитие
− На уважение человеческого достоинства
− На общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребёнком, находящимся в экстремальной ситуации
− На выражение собственного мнения
− На получение фамилии, имени, отчества
- На получение средств к существованию и на собственные доходы
− На получение образования
− На жилище и на защиту своих жилищных прав
− На обеспечение своих интересов родителями (опекунами), на защиту прав своих законных интересов.
Родители обязаны:
− Содержать своих детей независимо от доходов, дееспособности, трудоспособности
− Заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии своих детей
− Обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования
− Обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами.
Родители, осуществляющие родительские права и обязанности в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность, предусмотренную административным, семейным и уголовным законодательством.
Ст.5.35 Кодекса РФ об административных нарушениях:
•Предупреждение;
•Наложение административного штрафа в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда.
Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ
•Штраф от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда
•Ограничение свободы сроком до 3 лет.
Ст. 73 Семейного Кодекса – ограничение родительских прав.
Ст. 69 Семейного Кодекса – лишение родительских прав.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИШЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ.
Родитель, лишённый родительских прав, утрачивает все права, основанные на факте родства с ребёнком на:
•Воспитание
•Представление и защиту интересов ребёнка
•Истребование ребёнка от других лиц
•Дачу согласия на усыновление
•Алименты от своих совершеннолетних детей
•Дачу согласия на совершение сделок детьми в возрасте от 14 до 18 лет
•Наследование по закону.
ЗАДУМАЙТЕСЬ!!!
Советы родителям.
Ребенок ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил ваши проблемы.
Ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.
Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт присутствия в семье.
Во многих капризах и шалостях ребенка повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Требовали от него того, что он просто не может вам дать — в силу особенностей возраста или характера. В общем, не желали принимать его таким, каков он есть.
Вы должны всегда верить в то лучшее, что есть в ребенке. В то лучшее, что в нем еще будет. Не сомневаться в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Если ребенок живет в атмосфере любви и признания, он учится находить любовь.
Если к ребенку относиться враждебно, он учится драться.
Если ребенка высмеивают, он учится быть застенчивым.
Если ребенка стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок вынужден проявлять терпимость, он учится терпению.
Если ребенка поощряют, он учится уверенности в себе.
Если ребенка хвалят, он учится благодарности.
Если к ребенку относятся честно, он учится справедливости.
Если ребенок растет в безопасности, он учится доверять.
Если к ребенку относятся с одобрением, он учится любить себя.