Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

Детский сад №47 "Золотой петушок"


Адрес:
г. Пятигорск, ул. Красноармейская, 11

Телефон:
8(8793)39-16-52,

e-mail:
[email protected]

Физическое развитие дошкольников отличается от развития детей младшего возраста. Примерно до трех лет ребенок растет «как на дрожжах» — только успевай новую одежду покупать взамен той, что стала мала. С четырех до шести лет рост и прибавка в весе становятся неравномерными: за три года ребенок становится выше в среднем на 15 см, а его вес увеличивается всего на 5 кг.

Физическое развитие дошкольников постепенно приближает их к организм к организму взрослых. Но при этом следует помнить, что они все еще остаются детьми, и особенности детского организма (строение некоторых органов и систем, быстрая утомляемость) не позволяют им выдерживать высокие нагрузки.

Итак, какими основными особенностями характеризуется физическое развитие дошкольников? У детей дошкольного возраста происходит активное формирование опорно-двигательного аппарата. У них еще не закреплены естественные изгибы позвоночника, поэтому очень важно следить за правильной осанкой ребенка: у большинства сколиозов, кифозов и других нарушений осанки «ноги растут» именно из этого возраста.

Процесс окостенения хрящевой ткани у дошкольников еще не окончен, поэтому чрезмерные нагрузки (особенно на нижние конечности) ребенку противопоказаны: возможны травмы. Поскольку у ребенка достаточно слабые мышцы и связки, а хрящевая ткань еще не до конца окостенела, возможна деформация стопы, которая приведет к плоскостопию. Поэтому профилактике плоскостопия нужно уделить особое внимание.

Мышечная система дошкольников отличается от мышечной системы взрослых: дети быстрее утомляются, но утомляемость эта и проходит быстрее, чем у взрослых. Поэтому детям в этом возрасте противопоказаны однообразные длительные нагрузки: если вы занимаетесь с ребенком спортом, нужно постоянно чередовать упражнения для разных групп мышц.

Быстрая утомляемость дошкольников связана и с особенностями развития сердечно-сосудистой системы. У дошкольников больше относительный объем крови на килограмм массы, чем у взрослых, сосуды шире, путь передвижения крови по сосудам короче, а скорость кровообращения — выше. Сердце ребенка легко возбуждается при изменившейся нагрузке, тяжело к ней приспосабливается (нарушается ритм сокращений) и быстро утомляется.

Что касается развития центральной нервной системы, то тут следует отметить, что у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому дошкольники подвижны и непоседливы. У них быстрые и импульсивные движения, неустойчивое внимание. Из-за того, что движения дошкольника беспорядочные и неточные, в работу вовлекаются лишние группы мышц, возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую систему.

Физическое развитие дошкольников, его основные особенности нужно учитывать при планировании рациона и физических нагрузок детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте у детей высокий обмен веществ, поэтому важно обеспечить дошкольнику разнообразное, полезное и рациональное питание. Также нужно следить за тем, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе.

«Гигиенические навыки и закаливание».

Приобретённые с детства культурно – гигиенические навыки будут способствовать здоровью и повышению трудоспособности человека в течение всей его жизни. С 2 – х лет надо предоставлять ребёнка возможность самому умываться, надо учить его мыть руки с мылом, при купании – мыть ножки, указывая, где нужно  потереть.

Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы.

 Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.

Мойся мыло! Не ленись!

Не выскальзывай, не злись!

Ты зачем опять упало?

Буду мыть тебя сначала!

О микробах:

Микроб - ужасно вредное животное,

Коварное и главное щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет - и спокойно там живёт.

Залезет шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание и пот.

Вы, дети, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой- ка, у тебя горячий лоб.

Наверное, в тебе сидит микроб!

Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды. 

Если ребёнка ежедневно приучать мыть руки перед едой, то уже у двухлетнего малыша образуется условная связь: увидев, что готовится еда, он сам подбегает к умывальнику. Необходимо приучать детей с раннего возраста к стрижке ногтей и причёсыванию волос. С 2 – х лет можно приучить ребёнка чистить зубы. Надо следить за тем, чтобы ребёнок был всегда опрятно и аккуратно одет. Это дисциплинирует. На ребёнке всегда должен быть надет передник, который предохранит его платье от загрязнения. В кармане должен быть платок.

Для вещей ребёнка надо отвести определённое место – вешалку для верхней одежды, место для обуви, для шарфа и шапки. Надо следить за тем, чтобы ребёнок убирал свои вещи на место, а перед сном аккуратно складывал одежду на стульчик. Приучайте малыша вытирать обувь, прежде чем он войдет в помещение.

Уже в возрасте двух с половиной лет этот навык легко закрепляется, если взрослые постоянно за этим следят. С раннего возраста ребёнок должен знать, что никогда нельзя влезать на кровать в одежде и обуви.

  

Не делайте за ребёнка то, что хотя и с трудом, может выполнить сам. Пусть он сам старается! Главную роль для закрепления гигиенических навыков у ребёнка играет пример окружающих. Поэтому взрослым необходимо быть опрятным, пунктуальным и терпеливо, но настойчиво, требовать того же от ребёнка.

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Какая здесь связь с респираторными инфекциями? Уверяю вас, вполне реальная. Ссоры, перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, а это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Удар по здоровью ребенка наносят и вредные привычки родителей. Доказано, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих. И если взрослые курильщики откажутся от сигарет, это будет благом и для них самих, и для ребенка.

Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идет во вред ребенку.

По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребенку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском  организме,  разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

Домашний режим ребенка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и четко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

Родители часто задают вопрос: если то, что принято было называть простудой, в действительности является респираторной инфекцией, то можно ли от нее защититься закаливанием? И если это инфекция, то почему все-таки ребенок заболевает после того, как простынет, промочит ноги,  побудет на сквозняке?

Попробуем разобраться. Респираторные заболевания, как неопровержимо доказано, имеют инфекционную природу и передаются воздушно-капельным путем. Установлено также, что возбудителем их является не один какой-то вирус, а множество. И поскольку после перенесенного заболевания вырабатывается нестойкий иммунитет, то ребенок может заражаться очень часто. Для этого ему достаточно самого короткого контакта с больным. Причем даже и с тем, кто переносит инфекцию очень легко.

Но, почему же тогда не все дети болеют одинаково часто? Да потому, что заболевание развивается главным образом тогда, когда защитные силы организма ослаблены. А охлаждение является одним из основных ослабляющих факторов, оно снижает и общий, и местный иммунитет.

Установлено, в частности, что слизистая оболочка носа в обычном состоянии малопроницаема для болезнетворных микроорганизмов, но при охлаждении ребенка ее проницаемость увеличивается. Снижаются и защитные функции слизистой всей носоглотки, нижних дыхательных путей. В таких условиях не только «чужие» возбудители, попавшие в организм, но и свои собственные, которые до этого мирно жили в дыхательных путях, могут приобрести агрессивные свойства.

Смысл закаливания в том и состоит, что благодаря тренировке организм начинает реагировать на понижение окружающей температуры целесообразными защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.

Закаливание часто болеющего ребенка требует, конечно, большой осторожности и большого терпения, потому что стойкий эффект достигается, как правило, не сразу.

Важно также иметь в виду, что дело не только в закаливающих процедурах; надо буквально круглые сутки создавать ребенку такие условия, которые способствовали бы тренировке тепло регулирующих механизмов его организма. Надо не сразу, не резко, но перестать кутать ребенка. Часто болеющим детям свойственна чрезмерная потливость, и вы, наверное, не раз замечали, раздевая своего малыша после прогулки, что ручки у него вроде бы озябли, а спина потная. Влажная кожа очень быстро охлаждается, и вследствие перегрева ребенок тоже может заболеть.

Старайтесь, чтобы он и в комнате не был одет слишком тепло, не ходил постоянно в шерстяных носках, валенках, войлочных ботинках.

Хорошим средством закаливания является сон в прохладной, хорошо проветренной комнате, ночью спал в комнате с открытым окном или форточкой.

Не бойтесь открытых форточек – прохладный свежий воздух не враг, а друг часто болеющего ребенка.

Приучите его правильно умываться, сначала чуть теплой, а потом и более прохладной водой.

Помните, что день без прогулки - потерянный день! И старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе.Надо, чтобы ребёнок гулял во всякую погоду, не боясь мороза, мелкого дождя, ветра. Следует избегать только очень сильного ветра, проливного дождя, мороза свыше 18 – 20 градусов.  

Для прогулок надо выделить в режиме дня определённое время. Одевать ребёнка нужно по сезону. Одежда не должна перегревать ребёнка и мешать свободным движениям. Из закаливающих процедур для часто болеющего ребенка больше всего подходят воздушные ванны и контрастное обливание ног. Кроме того, ему необходима специальная дыхательная гимнастика - она улучшает крово- и лимфо обращение в легких и бронхах, обеспечивает лучшую вентиляцию легких, улучшает функцию дыхания.

Мы предлагаем комплекс гимнастики и схему закаливания. Конечно, схема эта ориентировочная. Может быть, вашему ребенку целесообразнее сделать воздушную ванну на несколько минут короче или, наоборот, продолжительнее, а воду для умывания или обливания ног - на один градус выше или ниже. Это вы сами определите по его реакции на эти процедуры.

В летнее время к закаливающим процедурам можно добавить хождение босиком - сначала совсем недолго и только по теплому песку или земле, потом подольше, а затем и по прохладной траве.

Гимнастика и закаливание должны нравиться ребенку. Постарайтесь, чтобы он воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

 К  средствам закаливания нужно подходить индивидуально с учётом состояния здоровья каждого ребёнка в отдельности. Чтобы правильно выбрать способ закаливания, нужно обязательно посоветоваться с врачом.

«Значение соблюдения режима дня».

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» 

Демокрит

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье - совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей. Следует обратить внимание на то, что основы здоровья закладываются в детстве, что в любое отклонение в развитии организма, любая более или менее серьезна я болезнь в детском, подростковом или юношеском возрасте сказывается на состоянии здоровья взрослого человека. 
Поэтому, факторами, влияющими на здоровье человека, являются: 
первый - четкий и правильный распорядок дня; 
второй – высокая двигательная активность, достаточная учебная и физическая нагрузка. 
Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. 
Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок учебных занятий, питания, отдыха, занятия физической культурой в течение суток. 
Режим дня нужен и детям и взрослым – настолько велико его значение. Ведь в разное время суток у человека отличается уровень активности и потребностей организма. Чтобы гармонично проводить день, необходимо придерживаться определенного распорядка. Режим дня способствуют укреплению здоровья, полноценному отдыху, необходимой физической активности. 
Значение режима дня увеличивается приходом и с проживанием в школьном интернате т.к. появляются новые обязанности, которые требуют большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Соблюдение правильного режима дня требует проявления достаточной силы воли. Ведь многим нелегко заставить себя каждый день в одно и то же время вставать, проводить гигиенические процедуры, завтракать, учить уроки, ужинать, во время ложиться спать. Врачи утверждают, что режим дня - это лучшая мера предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим поможет помочь сохранить нормальную работоспособность в течение учебного года. Согласно исследованиям врачей – гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает неодинаковой. Можно установить два пика трудоспособности. Первый находится на промежутке времени с 8.00-12.00 часов утра – дети находятся в это время в школе на занятиях. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16.00 и 19.00 часами, а потом следует резкий спад трудоспособности. 
Режим для детей - это то же самое, что стены для дома. Режим создает определенные ограничения и параметры повсеместной жизни. Ни один ребенок не чувствует себя хорошо, если не знает, что его ждет. Режим предает ребенку уверенность. Установившийся режим дня также дает ощущение порядка. Приучаться к порядку следует с самых ранних лет. Когда он установлен, то дети это очень хорошо чувствуют и воспринимают порядок как само собой разумеющееся. Да и иногда бывают случаи, когда из-за непредвиденных обстоятельств порядок приходится нарушать. Однако такие нарушения должны быть скорее исключением, нежели правилом. 
Режим дня воспитанника: 
Подъем – 7:00 час

Утренний туалет -7:00 – 7:20 час

Утренняя зарядка – 7:20 – 7:35

Завтрак – 7:35 – 8:00 час

Уборка комнат, сборы в школу – 8:00 – 8:15 час

Вход учащихся в учебный корпус – 8:15 час

Предварительный звонок на 1 урок – 8:25 час

Начало занятий – 8:30 час

1 урок – 8:30 – 9:15

2 урок – 9:20 – 10:05

второй завтрак для уч-ся 5-9 классов

З урок – 10:20 – 11:05

второй завтрак для уч-ся 10-11 классов

4 урок – 11:20 – 12:05

5 урок – 12:20 – 13:05

6 урок – 13:15 – 14:00

14.00-15.00 - обед

15.00-16.00- прогулки на свежем воздухе, работа спец.курсов, индивидуальное время лицеистов, встречи с родителями, уборка комнат

16.00-16.15 - полдник

16.15 -18.30 - время самоподготовки и работы специальных курсов

18.30-19.00 - ужин

19.00-19.45- время проведения мероприятий, работа кружков, индивидуальная работа с детьми

19.45- 20.00 - передача детей воспитателями ночным няням.

22.00 - отбой

Сон, его продолжительность имеет важное значение для здоровья. Сон – основной и ничем незаменимый вид отдыха, способ восстановления сил и энергоресурсов организма. Важно подчеркнуть, что сон - это такая же активная деятельность организма, как бодрствование. Тишина и покой - непременные условия полноценного сна. 
Своевременный подъем способствует хорошему настрою весь день. Очень важно помнить, что систематическое недосыпание приводит к понижению работоспособности, истощению нервной системы и ослаблению защитных сил организма. 

«Физические упражнения на прогулке».

Человек рождается и сразу начинает играть. Игра сопровождает его всю жизнь. Каждый ребёнок от рождения уникален и наделён неограниченными способностями к развитию. Именно в играх и через игры раскрывается его духовный мир.

Основой всестороннего развития ребёнка впервые годы жизни является физическое воспитание, а так же свободная двигательная деятельность, когда ребёнок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.д. Через подвижную игру ребёнок познаёт мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития ощущений, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие.

Любое мероприятие с детьми в детском саду - событие непростое. Основную особенность в ежедневной работе с детьми на занятиях, вне занятий, на прогулке составляют игры. Подвижные ифы в детском саду - это важнейший элемент воспитания и развития ребёнка. Именно игры в детском саду формируют характер, развивают у малышей смекалку и сообразительность. Надо помнить, что игра доставляет ребёнку истинную радость, которая глубоко проникает в душу и остаётся там навсегда. В холодное время года активность детей снижается. Тяжелые одежда и обувь, ветер, мороз, снег и дождь ограничивают движения детей. Но недостаток подвижности снижает деятельность всех органов и систем организма, уменьшает сопротивляемость заболеваниям, поэтому необходимо создавать условия для двигательной деятельности   дошкольников зимой. А для этого многим родителям надо преодолеть собственную боязнь свежего морозного воздуха, не исключать прогулки ребенка в ненастную погоду.

     Снег является прекрасным строительным материалом. Из него можно соорудить снежную крепость, фигуры зверей, снеговика, заготовить снежки для игр с метанием, а также  соорудить постройки для разнообразных движений. Благоустраивая площадку, можно к уже имеющемуся на ней возвышению сгрести снег и устроить горку, подсыпать снег к бревну, обложить его кругом снегом – и получится снежный вал, по которому можно ходить, спрыгивать с него, перебрасывать через него снежки. Родителям следует быть внимательным к ребенку: покраснение лица, частое «шумное» дыхание, возбуждение, конфликты с детьми нарушение координации движений – признаки чрезмерной нагрузки. Необходимо тактично переключить дошкольника на менее подвижную деятельность, но не наказывать полным прекращением движений, когда разгоряченный игрой ребенок может переохладиться.

     Взрослые используют зимние условия для упражнений детей в следующих движениях:ходьба по следам, ходьба поднимая колени, приставным шагом вправо и влево, восхождение на горку и спуск с нее, ходьба змейкой между прутиками, вокруг сугроба. Бег до дерева, куста, змейкой, с горки на горку, наперегонки, с ловлей и увертыванием. Ходьба по снежному валу прямо, боком, приставными шагами, перешагиванием через снежки, палочки. Прыжки, продвигаясь вперед (расстояние 3-4 м), спрыгивание со снежного вала или бугорка, прыжки вокруг сугроба на двух и на одной ноге. Подлезание под ветку, в снежном тоннеле. Метание в вертикальную и горизонтальную цель, на дальность, метание вверх (выше куста, дерева).

Игры на снежной площадке

    Скатай шар. Продолжительность игры 4-5 мин. Играющие начинают катать снежный ком, стараясь делать его как можно большим, соревнуются, у кого больше получился.

    Сбей кеглю. На возвышении (снежный вал, пень) ставят кеглю. Ребята по очереди метают снежки, целясь в предмет.

    Веселые снежинки. Играющие разбегаются по площадке. Взрослый: «Ветер подул, закружил снежинки» - ребята кружатся на том месте, где их застал сигнал. Взрослый: «Снежиночки  - пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» - малыши приседают. Затем дети разбегаются по площадке, игра повторяется.

    Не попади в сугроб. На площадке насыпается небольшой сугроб или кладется снежный ком. Играющие берутся за руки, образуют круг и по команде тянут друг друга на сугроб. Проиграл тот, кто попадет в сугроб или столкнет в сторону ком.

   Заморожу! Ребята стоят по кругу, водящий (им может быть и взрослый) – в центре. Прыгают на двух ногах со словами «Не боюсь» и при этом то разводят руки в стороны, то прячут их за спину. Водящий старается дотронуться до игрока, у которого руки подняты в стороны, -«заморозить». 

 

Back to Top