Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

Детский сад №47 "Золотой петушок"


Адрес:
г. Пятигорск, ул. Красноармейская, 11

Телефон:
8(8793)39-16-52,

e-mail:
[email protected]

В основе звукопроизносительного  процесса, как известно, лежат речевое  дыхание и деятельность речедвигательного  аппарата.

Речь   формируется под  контролем слуха. В исследованиях  отмечается возможность  очень раннего  формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу  второго года жизни  ребенок пользуется при понимании  речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь  в деятельности слухового  и речи двигательного   анализаторов.

Способствуют  формированию правильного   звукопроизношения   особая восприимчивость  детей к звуковой стороне языка, интерес  ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее  развитие слухового  анализатора и  фонематического  слуха, дополняемое  особой восприимчивостью к звуковой стороне  языка, любовью детей  к звукам речи, стремлением  овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речи двигательного  аппарата, который   к дошкольному   возрасту сформирован, но имеет некоторые  особенности.

Умение   произносить звуки  и слова развивается  постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как   известно, процесс   артикуляции звуков человеческой речи состоит   в образовании  связей между ощущениями, вызываемыми сокращением   мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые  человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию  звуков и тем сам  уточнять свои собственные  движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок  формирования речи является способность ребенка  к подражанию.

Фонетической  стороной речи ребенок  овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой  подражательности отмечают многие исследователи. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого  года жизни, особенно интенсивно оно развивается  на втором году. В 8–9 мес. можно развить   такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. Возникает   умение повторять  за взрослым новые  звуки, которые ребенок  сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются   все предпосылки   для успешного  овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно  отнести соответствующее  развитие коры головного  мозга в целом, фонематического  восприятия речи и  речи двигательного  аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие  особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст   является наиболее благоприятным  для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое  отступление от правильного  произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать   уже как затянувшееся косноязычие, которое  может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в  этот период необходимо особенно серьезно следить  за произношением  детей и вовремя   предупреждать косноязычие.

Причины речевых нарушений  у детей можно  классифицировать как:

1. Органические  – прирожденные  и приобретенные  в результате 

травмы, заболевания, изменения  центрального отдела  нервной системы,   

связанного с речевой  функцией. Обратному  развитию они не  подлежат;

2. Функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В зависимости  от локализации дефекты  нарушения делятся   на:

1. Центральные – поражение какого-либо отдела центральной нервной системы;

2. Периферические – повреждение   или врожденные   аномалии периферического  органа или нерва.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речи воспринимающим и речи двигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.

Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Одной из причин неправильной речи детей М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи. Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического осмысления процессов, происходящих в языке. Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки  зрения образования  звука (это артикуляционные  свойства языка), звучания (акустические свойства) и восприятия (перцептивные качества). Все эти единицы взаимосвязаны.

А.Н. Гвоздев показал, какую большую работу проделывает ребенок, овладевая фонологическими средствами языка. Для усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильные условия воспитания и обучения ребенка приводят к усвоению грамматической и звуковой сторон слова.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов дают основание полагать, что именно звуковая сторона языка рано становится предметом внимания ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Ф.А. Сохин, М.И. Попова, А.А. Леонтьев, A.M. Шахнарович, Е.И. Негневицкая, Л.Е. Журова, Г.А. Тумакова).

Говоря об усвоении ребенком знаковой стороны языка, Л.С. Выготский подчеркивал, что сначала ребенок овладевает внешней структурой знака, т.е. звуковой. Д.Б. Эльконин писал: «Очевидно, что развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя невозможны вне овладения звуковой системой языка», Последнее, по мнению Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Количество  правильно произносимых звуков психологи  связывают с расширением   запаса активно используемых слов. Методика обучения дошкольников чтению, разработанная Элькониным и его последователями, основана на действии со звуковой стороной языка.

Фонетические  наблюдения детей   за артикуляцией создают   основу не только для  формирования речевого слуха, но и для  развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Л.В. Щерба   подчеркивал, что  изучение грамматики живого, произносимого языка приучает ученика к наблюдению над собственным языком: понимая значение слова, он связывает его со звуками, составляющими это слово. Отсюда начинаются наблюдения за произношением слова, явлением чередования гласных и согласных. (7)

Звукопроизношение – процесс образования  речевых звуков, осуществляемый дыхательным, голосообразовательным  и звукообразовательным отделами речевого аппарата при регуляции  этого процесса центральной  нервной системой. (6)

Фонетические  возрастные особенности  речи детей

Усвоение  правильного звукопроизношения  происходит в течении довольно длительного времени (от3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам). Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

 

Back to Top