Экологическое воспитание - формирование у людей сознательного отношения к окружающей среде, направленного на охрану и рациональное использование природных ресурсов. Особое значение имеет экологическое воспитание жителей охраняемых зон.
Сейчас много говорят о глобальных проблемах человечества, о разуме, о цивилизациях. Однако, чтобы действительно что-то понять, нужно спуститься с выдуманных высот на родную землю и посмотреть, во что превратило ее живое существо, называемое человеком. Посмотреть и понять, можно ли еще что-то сделать и как.
В настоящее время огромный интерес к изучению экологических процессов, вызванный резким ухудшением состояния окружающей среды, побуждает пересмотреть наши взгляды на взаимоотношения Человека и Природы. При этом стоит обратить внимание на то, что, несмотря на идейные противоречия, научное сообщество и мировая общественность сейчас единодушны в признании взаимозависимости Человека и Природы. Эти взаимоотношения в системе «Человек - Природа» основаны на двух противоречивых тенденциях. С одной стороны, Человек ослабляет свою зависимость от стихийных сил Природы, как бы создавая «вторую природу». С другой стороны, в сферу человеческой деятельности вовлекается все больше природных веществ и явлений, имеющих значение для него самого. Таким образом, человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром природы.
Осознать эти связи, на уровне сознания, и призвано экологическое воспитание и просвещение. Изменения в сознании людей, как известно, прежде всего, зависят от усилий в области воспитания и просвещения.
Экологическое воспитание и просвещение (формальное и неформальное образование в области окружающей среды) - это формирование у человека сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному использованию ее богатств, пониманию важности приумножения естественных ресурсов. В современных условиях экологическое просвещение и воспитание - важнейшая из основ процесса гармонизации взаимодействия общества и природой.
Экологическое просвещение должно привить человеку в первую очередь знания и навыки разум ного общения с природой, совершенствовать методы и способы конструктивного участия в охране природы и рациональном природопользовании.
«Надо возделывать наш сад» сказал великий французский философ и писатель Вольтер в своем произведении «Кандид», эта фраза могла бы стать девизом экологического просвещения и воспитания. При этом следует заметить, конечно, что он имел в виду интеллектуальный, духовный сад, который должен возделывать в себе каждый чело век, чтобы стать личностью и реализовать все свои возможности. Именно экологическое воспитание и просвещение должно играть главную роль в формировании сегодняшнего Человека. Экологическое просвещение, прежде всего, должно быть направлено на:
- наглядное отражение основных этапов эволюции Земли;
- отражение современных особенностей биологической эволюции, а также взаимодействия человека и природной среды;
- изучение уникальности экосистем земного шара;
- общечеловеческие, научные и эстетические ценности природных объектов.
«Наблюдение в природе».
Наблюдение № 1
Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.
Загадка: Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я - … (осень)
Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).
Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).
Наблюдение № 2
Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:
Ø Сентябрь без плодов не бывает.
Ø В сентябре прохладно, да сытно.
Ø С сентября и лист на дереве не держится.
Ø Сентябрь – золотой месяц грибников.
Ø Осень студит воду.
Наблюдение № 3
Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.
Стихотворение А.С.Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Наблюдение № 4
Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.
Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).
Стихотворение С.Егорова «Осень»:
Все тучи, тучи. Дождик.
Холодный, словно лед,
Колючий, словно ёжик,
По осени бредет.
Наблюдение № 5
Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.
Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:
Кто–то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
Загадка: Спрятал луга,
Спрятал стога
В синий карман,
Синий… (туман)
«Я и окружающий мир».
Мы живем в мире и обществе, которое полно и настоящих сокровищ, и контрастов. Причем эти контрасты не всегда приятны и хороши. Я попробую рассказать о мире вкратце, потому что и самой толстой книги не хватит описать его весь.
Начну с плохого. В мире ежегодно массово вырубаются леса – легкие нашей планеты, насыщающие воздух кислородом. Ноутбуки и дорогие вещи у одних людей соседствуют с нищетой и самым простым бытом у других. Два миллиарда человек на планете не пользуются электричеством, а не то, что Всемирной сетью Интернет.
Вместе с тем в мире сохранились еще местности, где природа остается в своем первозданном виде. Например, в далекой Бразилии есть заповедные края, где свободно машут крыльями огромные хищные птицы, привольно живут ягуары, а на земле просто так вылеживаются аллигаторы и большие змеи-анаконды. Аллигаторы греются на солнышке, ведь людей кругом обычно не бывает, и их никто не потревожит. Там в бурных широких реках плавают острозубые и очень опасные рыбы-пираньи. А на ветвях сидят смешные попугаи ара. Этот крупный попугай напоминает то шута, то мудреца, то сердитого дяденьку.
По-разному живут люди в окружающем мире. Жители больших городов, я прочел, страдают от светового загрязнения. То есть слишком много сияет в больших городах фонарей, вывесок, автомобильных фар, окон и витрин. Из-за этого нарушается сон, создается стресс, и люди забывают, что такое звезды. Человек сильно отдаляется от природы даже в таких простых вещах, как свет.
А в это время в далекой африканской пустыне Намиб по караванной тропе следуют странники. Им светят только звезды. Даже свет своих смолистых факелов они берегут, экономят время, которое их факелы им служат. Бескрайние просторы песков пересекают они, следуя от оазиса к оазису. Здесь волнистыми грядами тянутся песчаные дюны, ветер перемещает их с места на место. Человек сам кажется песчинкой среди первозданной природы.