Что такое изобразительная деятельность? Как, почему она возникает и как развивается? В чем ее смысл? Что же такое искусство? Искусство-это художественное (образное) отображение человеком окружающего мира: предметов, явлений природы, общества, себя.
Главный смысл изобразительного искусства заключается в развитии личности человека, в формировании его идеалов, устремлений, в развитии его духовного мира. Огромное влияние оказывает искусство на детей.
Зачем ребенку рисовать? Разве нельзя полноценно жить сейчас и потом без рисования? Можно. Конечно, можно. Но ведь как много тогда потеряет человек в своем развитии, пройдя мимо этой деятельности! Как много возможностей к развитию, которыми наделила его природа, не будет реализовано!
Чем может быть полезна изобразительная деятельность для развития ребенка?
В изо-деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным. Идет первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала-все это еще требует и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов.
Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления.
К старшему дошкольному возрасту дети могут освоить наиболее рациональные способы восприятия предметов разного типа: как смотреть на деревья, дома, и т. д., т. е. дети осваивают обобщенные способы восприятия на основе этой познания любого предмета.
Все это говорит о колоссальных возможностях не только сенсорного, но и умственного развития детей в условиях изобразительной деятельности. Таким образом, в изо-деятельности у самых маленьких детей на уровне предпосылок вполне успешно формируются такие базисные качества личности, как компетентность, любознательность. Способность замечать своеобразие мира-это начало творчества, которое проявляется затем при создании образа.
В изобразительной деятельности закладываются большие возможности для развития позитивного образа "Я"(знания о себе, о своих возможностях, положительные самоощущения, смелость в активном проявлении себя в процессе деятельности и в предъявлении окружающем ее результат. КАКОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ПРЕДЛОЖИТЬ РЕБЕНКУ?
Ребенок быстро заполняет пространство листа, поэтому в запасе должно быть много бумаги. Она может быть самой дешевой. Хорошо иметь недорогие обои. Расстелите на столе большой лист, прикрепите на свободной стене или расстелите на полу.
ЧЕМ МОЖНО РИСОВАТЬ РЕБЕНКУ?
Цветные карандаши красивые, но если вы с ребенком не рисовали, когда ему шел второй год, то он не умеет нажимать на карандаш, поэтому карандаш ломается, а бумага рвется или линия от карандаша очень тонкая, незаметная, и это огорчает ребенка.
Предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Возможно использование цветных мелков. Изготовленные на восковой основе они не крошатся, не пачкают руки, оставляют на бумаге яркий след.
В настоящее время у нас в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, следы зверей. Но нельзя детей долго задерживать на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности.
В УГОЛКЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ:
1. Бумага разного формата и величины, цвета, фактуры.
2. Кисти разного размера.
3. Фломастеры.
4. Восковые цветные карандаши.
5. Пластилин, дощечки, стеки.
6. Клеенка, клей, ножницы (простые и рифленые)
7. Подставка под кисти.
8. Баночки под воду.
9. Наборы трафаретов, раскраски, шаблоны.
10. Эмблема уголка изобразительной деятельности.
Задача родителей и педагогов: обеспечить детей материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изображения; интересоваться действиями детей с материалами; читать и обыгрывать их рисунки; почаще хвалить их, радоваться и удивляться тому, что у них получилось, внушать и поддерживать веру детей в свои силы.