Консультации психолога

Наказать нельзя помиловать

Как было бы чудесно, если бы все мальчики и де­вочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что разрешают им родители! Тогда детей никогда не пришлось бы наказывать. К сожалению, это не­возможно: идеальных людей не существует, и дети - не исключение.

 

В ЧЁМ ПРИЧИНА?

Многие причины непослушания детей связаны с ошибками в поведении родителей. Когда сегодня запрещается то, что ранее кем-то из взрослых разрешалось, ребёнок теря­ется и не может понять, как совместить два противоположных распоряжения. Родителям в этом отношении следует строго контроли­ровать своё поведение, чтобы не попасть впросак.

Иногда родители сами провоцируют «праздник непослушания», усматривая в этом некоторую незаурядность. «Ах, какой он у нас умненький, забавный и прелестный. Надо же, такой смышленый - все умеет при­думывать сам!» Поощрять ребёнка, несом­ненно, следует, но только не за то, за что на следующий день он может быть наказан.

Очень часто случается, что родители по-разному реагируют на поведение ребенка из-за различных внешних раздражителей, к при­меру, из-за усталости, настроения, испорчен­ного на работе, или после поездки в обще­ственном транспорте. Если наказания по при­чине неуравновешенного эмоционального со­стояния случайны, то полученный даже очень увесистый шлепок по попе не принесёт се­рьёзного вреда, ребёнок иногда в состоянии оценить, что мама устала. Но если это вхо­дит в норму, то в дальнейшем любое ваше наказание будет восприниматься как неспра­ведливое.

 

НЕПОСЛУШАНИЮ ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ

Поведение ребёнка до двух лет во мно­гом определяется его эмоциями, чувствами, желаниями. Наказывать и ругать его бессмыс­ленно, потому что единственный урок, кото­рый он сможет вынести из всего этого, что он плохой и никому не нужен. Почему так проис­ходит? Хоть это и невероятно, но ребёнок, со­вершая поступок, не ассоциирует себя с ним. Он до конца не осознаёт, как это произошло. Задача родителей на этом этапе: стараться максимально предупредить возможные шало­сти. Например, если ребёнку нельзя залезать на подоконник, то взрослому не следует его туда ставить, чтобы он посмотрел на улицу. К четырём годам малыш начинает осознавать, что какие-то поступки радуют близких, до­ставляют им удовольствие, а какие-то - огор­чают, раздражают и считаются плохими. Не удивляйтесь, если иногда свою шалость он будет выдавать за проделки «серого волка». Ребёнок вас не обманывает, а действитель­но ещё путает реальность с фантазией. Для него это своеобразная защита и способ ос­вободиться от чувства вины. Ещё одна при­чина непослушания в этом возрасте - сде­лать всё наперекор родителям. Ваша зада­ча - понять, почему малыш так поступил: он на вас злится или ему нужно просто почув­ствовать свою независимость. В первом слу­чае необходимо обязательно выяснить при­чину раздражения ребёнка, во втором - не бойтесь показать ему границы дозволенно­го, ваша сдержанность в конечном итоге мо­жет вылиться в страшную бурю под назва­нием: «Чаша моего терпения переполни­лась». Трудно иногда представить послед­ствия данной катастрофы для малыша.

Подробнее: Наказать нельзя помиловать

Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

 

 Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окру­жает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным. Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

   Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действи­тельную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх — выделение в кровь большого количества адренали­на, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (пред­метов, людей, событий), влекущих за собой выделение дан­ного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

     Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина — конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревож­ность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать — заберет Баба-яга!".

Подробнее:   Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления

Агрессивный ребёнок

 

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Подробнее: Агрессивный ребёнок

Подготовка к обучению в школе.

 

Готова ли рука к письму?

Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Од­нако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно дер­жать ручку, будет быстро уставать при письме.

Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Но учить ребенка писать до школы не следует.

Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию не­правильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.

Подробнее: Подготовка к обучению в школе.